Советы дефектолога

«10 простых советов для родителей»

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

свернуть

«Весело играем – свою речь развиваем…»

 

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Что больше всего любит делать ваш малыш? Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…

Игры с пальчиками

Такие игры известны с давних времен.

 В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:

Сорока-белобока дрова собирала,

Печку топила, кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала...

А этому не дала:

Он дрова не колол,

Печку не топил,

Кашу не варил...

Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр.

 

Лепка

Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму.

Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска.

Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами.

Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду.

Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша!)

Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.

Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать.

 

Штриховки

Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов.

 

Рисунки на песке

Рисунки на песке являются наиболее интересным занятием для детей. Они могут рисовать на песке любые сюжеты, чертить геометрические фигуры, писать буквы и цифры.

Итак, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, играйте с вашим ребенком в такие игры и развивайте его речь

свернуть

Родителям будущих первоклассников.

Рекомендации родителям будущих первоклассников.

    Часто на пороге школы вы, уважаемые родители, задаёте вопрос: готов ли мой ребёнок к обучению в школе? Важный показатель готовности к школе – развитие речи.

   Так какими же речевыми умениями и навыками должен владеть будущий первоклассник?

     Родителям важно знать, что нарушения и недостатки устной речи затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. В школе, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по русскому языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушением произношения.

    Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Обратите внимание на развитие речи ребенка:

1.Состояние звукопроизношения.

Для начала прислушайтесь к речи ребёнка. Правильно ли он произносит все звуки, не путает ли их в речи. Ребенок к шести годам должен произносить все звуки. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Неправильная артикуляции звуков со временем закрепляется и преодолеть речевые трудности в школе сложнее, исправление требует больших затрат времени, является серьезной дополнительной нагрузкой для детей.

  1. Состояние фонематических слуха.

   К 6-7 годам должен быть хорошо развит фонематический слух.

   Фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать звучащую речь, отличать один звук от другого, может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук, умеет различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др., придумывать слова на заданный звук, сливать звуки в слово (с-л-о-н --- слон). Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой.

     Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками: « «Я знаю 2, 3 , 4,5 слов со звуком к», «Составь слова из звуков к, о, т», «Назови звуки по порядку». Необходимо учить различать сходные по звучанию слова, например, зуб-суп, рак-лак. Если вы научите детей различать звуки, они не будут испытывать затруднения на уроках письма и чтения.

3.Словарь и грамматический строй речи.

    К 6- 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). Необходимо, чтобы ребенок знал не только общие знания о себе, о родных, но и более трудные на сегодняшний день понятия: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

     Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением» Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.

     Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), нет ли ошибок в построении предложений, в употреблении слов в предложении. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры: «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними, «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает), «Загадай предмет» (ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает), «Один-много»(кот-коты, окно- окна и т.п.).

4.Состояние связной речи.

Должны уметь строить связные высказывания, четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

    Предложите ребенку придумать другое окончание сказки, придумать свою сказку, а можно с детьми и помечтать, составив свой рассказ «А если бы у меня был свой ковер-самолет»». Когда пересказывает содержание мультфильма, обратите внимание на то, чтобы ребенок называл имена героев. Воспитывайте культуру речи. Учите ребенка выступать перед публикой. Заучивайте стихотворения.

  1. Развитие коммуникативной функции речи предполагает умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение слушать, запоминать, выполнять инструкции, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

     Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

         Успехов на пути к школьной жизни!

свернуть